Музыка |
|
сущность музыки
золотое сечение Идея есть истина в себе и для себя, абсолютное единство понятия и объективности. Ее идеальное содержание есть не что иное, как понятие в его определениях. Ее реальное содержание есть лишь раскрытие самого понятия в форме внешнего наличного бытия, и, замыкая эту форму в своей идеальности, идея удерживает ее в своей власти, сохраняет таким образом себя в ней. [Гегель. Энциклопедия философских наук, том 1, стр. 399 /§ 213] Абсолютное есть всеобщая и единая идея, которая в акте суждения обособляет себя в систему определенных идей, которые, однако, по своей природе не могут не возвратиться в единую идею, в их истину. В силу этого суждения идея вначале есть лишь единая, всеобщая субстанция, но в своей развитой, подлинной действительности она есть субъект и, таким образом, дух. [Гегель. Энциклопедия философских наук. том 1, стр. 400 /§ 213] доп.05.06.11 Музыка есть закон природы, звучащий в гармонии золотого сечения, – явление, в котором дух ощущает себя человеком, а человек – духом. Познание духа в музыке есть познание идеи и истины нравственности, и сам дух музыки есть музыка духа. И природа духа, и дух природы есть понятие отношений; а отношение понятий есть познание и знание. Знание отношений музыки и музыка отношений знания представляют собой человеческую сущность гармонии и существенную гармонию человека. Отношение чисел не имеет числа отношений, оно есть бесконечность, постигаемая разумом природы как природа разума. Счастлив тот, кому ты верен Верен тот, кому ты счастлив Вера – иллюзия. Верность – реальность. Верность имеет двуединое значение. Мы говорим верность в значении преданности и постоянства. Но мы говорим верность и в значении правильности. Верно – это значит правильно и безошибочно. Например, верно, что 2 х 2 = 4. Но верность счета уступает по силе верности любви. И буду век ему верна, – говорит Татьяна. Математиком, или вычислителем отношений, движет верность математике, а это все та же верность, или преданность. Истинная верность есть тождественность преданности с правильностью – преданности избранному с правильностью как точностью выбора. Трагическое, ставшее образом музыкального рассмотрения философской композиторской мысли, есть непосредственно скорбь неосуществленной идеи духа, который в своем страдании выражает сущность и меру отступления от совершенства нравственной цели жизни человека и всего человеческого рода. Трагическое личного есть отрицание верности субъективного порядка, а трагическое всеобщего есть отрицание верности идее нравственности. Музыкальное выражение трагического единичного и трагического всеобщего отличается масштабностью отношений образов, но похоже чувственным ощущением и отношением к происходящему как отступлению от идеи верности, от верности идеи любви всех ко всем и одного к другому. ЧИСЛО ЕСТЬ ПАМЯТЬ ОТНОШЕНИЙ Золотое сечение явлено диалектическим отношением противоположностей: рационального и иррационального, реального и идеального, непосредственного и опосредованного. Это отношение выражено пропорцией, которая определяет ряд Фибоначчи и является основанием высотного и ладотонального музыкального ряда и гармонии как следствия закона причинности природы звука и музыкальной материи в единстве противоположностей его моментов: как в последовательных, так и в аккордовых комбинациях звуков. Тембр и ритм к золотому сечению отношения не имеют, хотя косвенно и участвуют в создании художественного образа музыкально выраженного мышления и чувства. Музыкальный инструмент есть зафиксированная в клавиатуре метрика золотого сечения в отношении определенного способа извлечения звука. КИМНИЙ 17.05.11 Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка, при котором весь отрезок относится к большей части, как большая часть относится к меньшей:
Таким образом, меньший отрезок относится к большему, как больший ко всему:
Золотое сечение связывают с "рядом Фибоначчи". В числовом ряду Фибоначчи каждое последующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13 … Из этих чисел составляется ряд целочисленных отношений: 1 : 2; 2 : 3; 3 : 5; 5 : 8; 8 : 13 … Начиная с отношения 5 : 8, все последующие отношения выражают"золотое сечение". Что Я приБАВЛЯЮ К ЗНАНИЮ о золотом сечении
Я утверждаю:
принцип клавиатуры и сущность музыки – золотое сечение
I. Звукоряд хроматический: a = 5 (до – до# – ре – ре# – ми); b = 8 (фа – фа# – соль – соль#– ля – ля# – си – до); c = 13 (до – до# – ре – ре# – ми – фа – фа# – соль – соль#– ля – ля# – си – до)
II.Звукоряд диатонический: а = 3 (до – ре - ми) — [интервал терция: до – ми]; b = 5 (фа – соль – ля – си - до) — [интервал квинта: фа – до]; c = 8 (до – ре - ми – фа – соль – ля – си - до) — [интервал октава: до – до ] КИМНИЙ 30.07.07 Философия есть познание, и лишь посредством познания реализуется изначальное призвание человека быть образом божьим… Cо своей природной стороны человек, правда, конечен и смертен, но он бесконечен в познании. [Гегель. Энциклопедия. 1, 130/§ 24] доп. 22.06.11 Мнение, будто философия находится в антагонизме с осмысленным опытным знанием, разумной действительностью права и простодушной религией и благочестием, это мнение является скверным предрассудком. Философия признает эти формы и даже дает им оправдание. Мыслящий ум не только не отвращается от их содержания, а углубляется в него, учится и укрепляется на них, как и на созерцании великих явлений природы, истории и искусства, ибо это богатое со- держание, поскольку оно мыслится, и есть сама спекулятивная идея. Коллизия между этими формами и философией наступает только тогда, когда они выходят за свойственные им пределы, облекают свое содержание в категории и делают содержание зависимым от последних, не доводя их до понятия и не завершая их в идею. [Гегель. Энциклопедия философских наук . т. 1, с. 57] доп.20.06.11 ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ Судить об искусстве, а не просто рассуждать, – непросто КИМНИЙ
Вещи в мире обладают прочностью единственно лишь через понятие, т. е. вещи, говоря языком религиозного представления, суть то, что они суть, лишь через пребывающие в них божественные и поэтому творческие мысли. [Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 1, с. 401/§ 213] доп.05.06.11 ASTOR PIAZZOLLA LIBERTANGO
SWINGLE SINGERS Характерный пульс музыки Астора Пьяццоллы идеально заострен отточенным мастерством Swingle Singers
ПОСЛЕ КОНЦЕРТА SWINGLE SINGERS В ТЕЛЬ-АВИВЕ 27 АПРЕЛЯ 2011 JO, LUCY & KIM KIM & SARA
КИМНИЙ 29.04.2011 RICHARD GALLIANO Парафраз на тему Астора Пьяццоллы LIBERTANGO
ПОСЛЕ КОНЦЕРТА В ТЕЛЬ-АВИВЕ. РИЧАРД ГАЛЛИАНО К ПОНИМАНИЮ ЖАНРА LIBERTANGO в исполнении GALLIANO и SWINGLE SINGERS – образная и яркая фантазия или парафраза. Однако исполнители не фантазируют, но исполнены реальности ощущения и ощущения реальности. КИМНИЙ 30.04.2011 RICHARD GALLIANO Richard Galliano:La Valsе a Margaux КИМНИЙ 01.05.2011
ЛЮБОВЬ И МУЗЫКА. АСТОР ПЬЯЦЦОЛЛA
Жизнь есть дыхание. Физиологически – это простое движение: вдох и выдох. Однако таково дыхание плоти, но не духа. Дыхание духа есть идея прекрасного, которой дух сопереживает. Пульсация Пьяццоллы надрывиста, но непрерывна. Это четко означенный звуком рисунок переживания духа с надрывной интонацией непрерывной мелодии жизни, не смирившейся с утратой любимого образа, ушедшего за грань реальности, но оставившего след в непреходящем понятии духовности человека. Существует лишь одно достоинство, соприкасающееся с вечностью идеи. Это достоинство – любовь. Непреходящая и нерастворимая в смерти, она оставляет в памяти поколений возвышенной человеческой природы духа непрерывный связующий след высшего творческого начала в форме искусства. МЕТРОРИТМ ● ПУЛЬС ● МЕЛОДИЯ
КИМНИЙ 03.05.11
КИМНИЙ 15.05.11
Э.ГРИГ. КОНЦЕРТ ЛЯ-МИНОР ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ Grieg. Piano Concerto in A minor, Op.16 3. Allegro moderato molto e marcato ЭМИЛЬ ГИЛЕЛЬС ФОТОГИПЕРССЫЛКА. ПЕРЕХОД К ВИДЕОКЛИПУ КИМНИЙ 03.05.11 Жизнь идеи воплощается в искусстве идеей жизни Эстетическое есть жизнь образа идеи в идее образа жизни
Ауфтактное и тактильное дыхание чувства образа как образа чувства выражено в мануальной пластике Эмиля Гилельса. КИМНИЙ 05.05.11 ASTOR PIAZZOLLA
КИМНИЙ 08.05.11 ДЕНЬ ВОЗРОЖДЕНЬЯ ПОРА ОТМЕЧАТЬ! БУДЕТ ЛИ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЗВУЧАТЬ? КИМНИЙ 13.05.11 ХАРАКТЕ́РНЫЙ ПУЛЬС ИМПУЛЬСИВНОГО ХАРАКТЕРА ЛЮБВИ LIBERTANGO ADIOS NONINO
КИМНИЙ 19.05.2011 ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
РОДОСЛОВНАЯ МОТИВА ЛЮБВИ П. И. ЧАЙКОВСКИЙ. "ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО" доп.24.06.11
МОТИВ 1 И ФРАЗА
МОТИВ 1 И ФРАЗА ●
МОТИВ 1
МОТИВ 1
МОТИВ 1 ● П. И. ЧАЙКОВСКИЙ: СИМФОНИЯ № 6, ч. 4
ФРАЗА = 2 МОТИВА
ФРАЗА = 2 МОТИВА
МОТИВ 1 МОТИВ 2
● A. PIAZZOLLA: LIBERTANGO A. PIAZZOLLA: OBLIVION
КИМНИЙ 22.05.2011 ЦВЕТ И СВЕТ ПРАЗДНИЧНОГО НАСТРОЕНИЯ
Салют в Рамат-Гане в День Независимости СЕВЕРНОЕ сияниЕ ОЧАРОВАТЕЛЬНО И ПОЭТОМУ ПРАЗДНИЧНО доп.06.06.11 ДУХ СВЕТА ПРИРОДЫ в светЕ ПРИРОДЫ ДУХА ФОТОГИПЕРССЫЛКА
М. К. ЧЮРЛЁНИС СОТВОРЕНИЕ МИРА Творенье мира только там, Где служит свет и цвет искусству. Кимний доп. 31.05.11 СВЕТ И ЦВЕТ ЦВЕТ И СВЕТ
"Поющие" фонтаны в Праге Пионы на подоконнике съемной квартиры СВЕТ В ЦВЕТЕ ЦВЕТ В СВЕТЕ Вода фонтана не окрашена, в ней не цветность красителя. Этот свет рожден не химической природой вещества, он вызван и призван духом к ощущению гармонии света и цвета, олицетворенной в воспринимаемой человеком окружающей действительности. Фонтан окрашен самой природой света, а не краской, проникнут лучезарностью ощущения духовной природы прекрасного в сущности, а не в приложении или преломлении эстетического отношения к действительности. И мы не думаем, к чему приложить определение прекрасного, но думаем только о свете, раскрывающем в музыке свою истинную цветовую гамму, радужную палитру гармонии. Невозможно увидеть свет и цвет, если нет ограничивающей, тем самым отрицающей его, материальной среды, позволяющей ему проявиться зримой нами субстанцией. Кому нужен цвет, если бы не разум, радующийся ему. Радость эта одна на всех, как радуга, видимая всем, кто на нее смотрит и обладает зрением, чтобы видеть в ней снятое отрицание всего, с чем свет сталкивается и от чего он отражается, отчего становится идеальной формой нашего эстетического сознания. КИМНИЙ 25.05.2011 ИСКУССТВО ПРИРОДЫ И ПРИРОДА ИСКУССТВА ПРИРОДНОСТЬ ИСКУССТВЕННОСТЬ
ПИОН ЖИВОЙ ПИОНЫ МАТЕРЧАТЫЕ В 1997 году во время изучения компьютерной программы я аранжировал песню "לך ירושלים"/"Тебе, Иерусалим". Компьютерная программа воспроизводит партитуру бездуховно просто, и это хуже, чем искусственные пионы. ПАРТИТУРУ «ИСПОЛНЯЕТ» БЕЗДУШНЫЙ КОМПЬЮТЕР
Партитура есть схема, а ее исполнение – искусство воспроизведения музыкальных знаков, называемых нотами. Оркестр – музыкальный инструмент, где каждый оркестрант являет единый орган логически организованного процесса воспроизведения музыкального образа:
КИМНИЙ 28.05.2011 ПОСТИЖЕНИЕ ИДЕИ Здоровое еще сердце дерзает желать истины, а философия живет в царстве истины, строит его, и, занимаясь ее изучением, мы становимся причастными этому царству. Все, что есть истинного, великого и божественного в жизни, стано- вится таковым через идею, и цель философии состоит в том, чтобы постигнуть идею в ее истинном образе и всеобщности. [Гегель. Энциклопедия. 1, 83; Речь 22 октября 1818 г.] доп.22.06.11 Все действительное, поскольку оно есть истинное, есть идея и обладает своей истинностью посредством и в силу идеи. [Гегель. Энциклопедия. 1, 400 /§ 213] Говоря об идее, не следует представлять себе под нею нечто далекое и потустороннее. Идея, наоборот, есть всецело присутствующее здесь, и она находится также в каждом сознании, хотя бы в искаженном и ослабленном виде. [Гегель. Энциклопедия. 1, 401 /§ 213] Философия исстари не ставила своей целью ничего иного, кроме мыслящего познания идеи, и все то, что заслужива- ет названия философии, всегда помещало в основание своих учений сознание абсолютного единства того , что рассудком признается лишь в его раздельности. [Гегель. Энциклопедия. 1, 401 /§ 213] доп.05.06.11
ЛИНИЯ ЕСТЬ РАЗДЕЛ ТВОРЧЕСТВА ТВОРЧЕСТВО ЕСТЬ РАЗДЕЛ ЛИНИИ ЛИНИЯ ТВОРЧЕСТВА ЕСТЬ ТВОРЧЕСТВО ЛИНИИ РАЗДЕЛ ЛИНИИ
ЛИНИЯ РАЗДЕЛА
ТРИ ФОРМЫ ПОНЯТИЯ ШИП (У ДЕРЕВА, У РЫБЫ, У СЛОНА) – ШИПЫ, И́ГЛЫ, БИВНИ КИМНИЙ 28.05.2011 Идея может быть постигнута как разум (это истинно философский смысл понятия «разум»), далее, как субъ- ект-объект, как единство идеального и реального, конечного и бесконечного, души и тела, как возможность, которая в се- бе самой имеет свою действительность, как то, природа чего может быть понята только как существующая, и т. д.; в идее содержатся все отношения рассудка, но они содержатся в ней в их бесконечном возвращении и тождестве в себе. [Гегель. Энциклопедия. 1, 402 /§ 214] доп. 05.06.11 СНЯТИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОНЯТИЯ ПРИРОДА И ХУДОЖНИК Мы определили три формы понятия: шип, игла и бивень. Различие есть противоречие между я и не-я. Поэтому обыденному мышлению, пользующемуся понятиями непосредственности, трудно абстрагироваться от единичного к всеобщему и определить сущность явления. Снимая различие между понятиями игла, бивень и шип, мы переходим к идее этих форм во всеобщем понятии, или к сущности иглы, бивня и шипа. Сущность – отношение субстанции к природе явлений, к идее всеобщего во всяком единичном. Она не имеет названия, или имени в обычном разделительном смысле слова. Сущность есть всеобщее понятие, или понятие всеобщего. В музыке субстанция выражается чистыми формами понятия, не имеющими названия в обычном смысле слова, как это происходит в языке общения или в науке, где явлениям дают названия, характеризующие их качество, например: вкус, темперамент, цветность, освещенность, дальность, преломленность, температура, валентность, плотность и т. п. Обыденное мышление употребит понятие рисунок и назовет природу художником, который нарисовал на рыбе и на зебре изящные полосы. Но в сущности, у природы с художником нет ничего общего. Не природа следствие художника, а художник есть следствие природы, и определение рисования не применимо к сущности природы. Ледяные узоры на замерзшем окне никто и ничто не рисует. Рисует художник, представляющий явление духа. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДУХ ЯВЛЕНИЯ ЛЕДЯНЫХ УЗОРОВ И ЯВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДУХА
АВТОР: ДУХ ПРИРОДЫ. СЛУЧАЙНОСТЬ УЗОРА И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ ЛЬДА|АВТОР: ПРИРОДА ДУХА В ХУДОЖНИКЕ М.ЧЮРЛЁНИСЕ Следует говорить об идее художественности, которая в сущности природы есть идея нравственности, или идея прекрасного, получающая в человеческом духе определение художника. Не природа рисует, а художник ищет сходство с природой в ее качестве, называемом нами художественностью. Манеру рисования называют стилем. Стиль в музыке есть манера сочетания принципов индивидуального характера с идеей всеобщности, в которой эти принципы отражаются и проявляются в качестве художественного образа. КИМНИЙ 31.05.2011 Не природа рисует, а художник ищет сходство с природой в ее качестве, называемом нами художественностью. М. ЧЮРЛЁНИС ВИТРАЖИ (ЭСКИЗЫ) ОСОЗДАННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ПРИРОДА ДУХА ОСОЗДАННО ПЕСТУЕТ ЧЕЛОВЕКА | ТВОРЧЕСТВО. ЧЕЛОВЕК ПЕСТУЕТ СВОЕ СОЗДАНИЕ
ПЕСТИК, ЛЕПЕСТОК, ПЕСТОВАТЬ, ВЫПЕСТОВАТЬ ЧЕЛОВЕК ПЕСТУЕТ СЕБЯ БЛАГОДАРНОСТЬЮ МИРУ Кимний 01.06.2011 НЕОСОЗНАННОЕ СОЗВУЧИЕ АГАВА אהבה ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ. ДУХ ПРИРОДЫ В ПРИРОДЕ ДУХА М.ЧЮРЛЁНИСА
Кимний 04.06.2011
М. ЧЮРЛЁНИС ЗНАКИ ЗОДИАКА. ВЕСЫ Не в буре видимых страстей, А в высшей сущности природы Таится мера всех вещей. Кимний доп. 20.06.2011: Можно также рассматривать меру как дефиницию абсолюта, и, согласно этому способу рассмотрения, было сказано, что бог есть мера всех вещей. Это же воззрение составляет также основной тон некоторых древнееврейских гимнов, в которых прославление бога состоит главным образом в провозглашении, что именно он положил всему границы: морю и суше, рекам и горам, а также и различным видам животных и растений. В религиозном сознании древних греков божест- венность меры в ее отношении к нравственности изображается в виде Немезиды. В этом представлении заключена, кроме того, мысль, что все человеческое: богатство, честь, могущество и точно так же радость, печаль и т. д. – имеет свою определенную меру, превышение которой ведет к разрушению и гибели. Что же касается предмет- ного мира, то и здесь мы встречаем меру. Мы видим, во-первых, в природе такие существования, существенное со- держание которых образует мера. Такова в особенности Солнечная система, которую мы вообще должны рассмат- ривать как царство свободной меры. [Гегель. Энциклопедия. 1, 258 /§ 107] СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ СЛЕДУЕТ РАССМАТРИВАТЬ КАК ЦАРСТВО СВОБОДНОЙ МЕРЫ доп. 20.06.11
М. ЧЮРЛЁНИС ЛОДКА Судно и парус стремлений высоких Подвластны незримому духу природы. Лодкою правит не лодочник смелый (, а) Истинно пламенной мыслью объятый Дух, что свободною сущностью реет. Радужный свет озаряет и греет. Кимний (, а) – ауфтакт – логический вдох перед ожидаемой долей метроритма. АУФТАКТ К НАЧАЛУ ΙV ЧАСТИ 6-Й СИМФОНИИ П.ЧАЙКОВСКОГО
М. ЧЮРЛЁНИС ИСТИНА Быстро сгорают в истинном свете Страсти, что властны над темным сознаньем. Кимний 31.05.2011 04.06.2011 Привет читателям Истины! непросто Судить об искусстве, а не просто рассуждать Кимний …Мы предъявляем требование к оценке произведения искусства, чтобы она была объективной, а не субъективной, полагая, что должно исходить не из случайного, личного ощущения и настроения данного момента, а из всеобщей и имеющей свое основание в сущности самого искусства точки зрения. [ Гегель. Энциклопедия. 1, 156 ] доп.20.06.2011 Всякое написанное для чтения сочинение есть или научное произведение или произведение изящной сло- весности. Тех сочинений, которые не являются ни тем, ни другим, лучше вовсе не читать, и еще лучше было бы, если бы они оставались ненаписанными. [ И. Фихте. Основные черты современной эпохи. Лекция № 6 ] доп.09.06.2011 Из рассуждений критика о картине Чюрлёниса "ИСТИНА" мы узнаём добрую, но не истинную, а значит, и не верную, ложную мысль, отвращающую человека от истины Чюрлёниса и искусства вообще. Из милых чувств и добрых побуждений нам сообщают об "Истине" Чюрлёниса [blog.imhonet.ru/author/sni356/post/1303023] следующее: "Истина". Темно, пусто, холодно вокруг человека с высоким лбом, держащего свечу. Привлечённые пламенем, слетаются мотыльки. Сзывающий их огонь обманчив, неумолим, жесток. Опалив крылья, обгорев, они гибнут, но всё летят и летят. Достижим ли идеал, истина? Путь к ним тернист. И всё же: "А ты иди, иди без устали... Смотри с высоких башен...". "Они гибнут, но всё летят и летят". Этого высказывания достаточно для того, чтобы прекратить рассуждать и попытаться судить об искусстве, а значит, и о жизни. Судить об искусстве и о жизни можно и возможно лишь с точки зрения разума. КИМНИЙ 01.06.11 ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ Культура есть способность абстрагироваться от непосредственной действительности к идее, в которой сама эта действительность является нам как снятая, т. е. осознанная в идеале ее сущности и лишенная противоречий. Идея есть истина, ибо истина состоит в соответствии объективности понятию, а не в соответствии внешних предметов моим представлениям: последнее есть лишь правильное представление, которое я, данное лицо, состав- ляю себе. В идее не идет дело ни об «этом», ни о представлениях, ни о внешних предметах. | Гегель. Энциклопедия, 1, 400 Представление "об огне и мотыльках" не истинно. Чюрлёнис изображает существенное, образы его творчества выражают объективные понятия и категории, а не представления обыденного мышления. Единичное бытие представляет собой какую-либо сторону идеи; последней нужны поэтому еще другие действительности, которые в качестве особенных обладают видимостью самостоятельного устойчивого существования. Лишь во всех них вместе и в их отношениях друг с другом реализуется понятие. Единичное, взятое для себя, не соответствует своему понятию; эта ограниченность его наличного бытия составляет его конечность и ведет к его гибели. [Гегель. Энциклопедия. 1, 400 /§ 213] Поэтому у Чюрлёниса, как истинного художника, дело идет о всеобщем, об идее духа природы и природы духа. Кимний 5.06.2011 ХУДОЖНИК ИСТИНЫ ЕСТЬ ИСТИНА ХУДОЖНИКА Единичное, взятое для себя, не соответствует своему понятию; эта ограниченность его наличного бытия составляет его конечность и ведет к его гибели. [Гегель. Энциклопедия. 1, 400] единичное СПОСОБНО существОВАТЬ лишь в сопряжении с всеобщим
М. К. ЧЮРЛЁНИС СОНАТА МОРЯ. ФИНАЛ Автограф разума величьем Морской волны изображен И с единичного различьем В лодчонках хрупких сопряжен. Как длань, суровая волна На гре́бнище перстов полна. Кимний
На гре́бнище перстов полна, как длань, суровая волна доп. 11.06.11
Mikalojus Konstantinas Čiurlionis Кимний 6.06.2011 ВОТ Я ПРИШЕЛ К ПОНИМАНИЮ ИСТИННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА «Что касается чтения художественного произведения, настоящая цель его состоит в оживлении, возвышении и культивировании духа, производимом сочинением. Для этой цели достаточно спокойно отдаться произведению искусства, так как открыть источник эстетического наслаждения вообще и даже найти его в единичном случае возможно не для всякого и, хотя все призваны к наслаждению искусством, оно зовет лишь немногих к творчеству или хотя бы только к постижению своих тайн. Но уже для того, чтобы произведение искусства было воспринято нами и затронуло нас, оно должно предварительно быть понято нами, т. е. мы должны вполне осмыслить цель ху- дожника и истинную задачу его произведения, и быть в состоянии конструировать эту цель, как дух целого, из всех частей произведения, и обратно – эти части из духа целого. Конечно, все это еще не есть произведение искусства, а только его прозаический элемент: истинная сущность искусства – лишь то, что мощно захватывает и потрясает нас, когда мы смотрим на произведение искусства с такой точки зрения. Однако для того, чтобы быть способными к наслаждению последним, мы должны сначала усвоить эту прозаическую сторону, постижение произведения в его ор- ганическом единстве. Это органическое единство, как и все гениальное, остается, разумеется, бесконечным и неисчер- паемым, но есть наслаждение уже хотя бы в некотором приближении к нему... В чем состоит это органическое единство произведения искусства, которое прежде всего другого должно быть понято и усвоено нами, об этом не должен спрашивать тот, кто еще не знает этого, и для кого сказанное мной не было лишь повторением собственных его мыслей, или, по меньшей мере, более ясным их выражением. Я мог отчетливо выяснить вам единство научного произведения и, по моему разумению, сделал это. Единство произведения искусства не подда- ется такому выяснению. То единство, о котором я говорю, во всяком случае не есть единство фабулы, ни связь ее частей, ни ее правдоподобность, ни ее психологическая полезность и моральная поучительность, о кото- рых распространяются обычные теории и критические сочинения, посвященные искусству и содержащие в себе разглагольствования варваров, охотно узурпирующих звание знатоков искусства перед варварами, решающимися принять его лишь от других. Единство, которое я имею в виду, – иное. Непосвященному его можно выяснить в лучшем случае посредством конкретных примеров и действительного расчленения и сопоставления опреде- ленных произведений искусства в духе сделанных выше разъяснений. Пусть же поскорее явится человек, который выполнит эту высокую заслугу перед человечеством и вновь зажжет, хотя бы только в юных сердцах, почти совершенно вымершее понимание искусства, но только такой че- ловек должен быть не юношей, а вполне испытанным и зрелым мужем. Пока он еще не пришел, большинству лучше воздерживаться от чтения и созерцания истинных произведений искусства, которые непонятны для него вследствие своей бесконечной глубины и не могут ему доставить наслаждения, ибо наслаждение предполагает понимание. Это большинство вынесет гораздо более из чтения иного рода художников, с успехом берущих под свою за- щиту любимые тенденции, парадоксы и игрушки эпохи и в коротком промежутке времени концентрирующих то, чем все желают жить и чем действительно живут к сожалению, только в менее концентрированной форме. И безразлично, как от- несемся мы к этому, – именно так будет читать большинство в действительности и так читало оно и до этого времени». [И. Фихте. Основные черты современной эпохи. Лекция 6] РЕНЕ ДЕКАРТ ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ОБ ОСНОВАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 6 Мы располагаем свободой выбора (liberum arbitrium) для того, чтобы не соглашаться с сомнительными вещами и таким образом избегать заблуждения. 7 Мы не можем сомневаться в том, что, пока мы сомневаемся, мы существуем: это — первое, что мы познаём в ходе философствования. Итак, отбросив все то, относительно чего мы можем каким-то образом сомневаться, и, более того, воображая все эти вещи ложными, мы с легкостью предполагаем, что ... мы не имеем ни рук, ни ног, ни какого бы то ни было тела; однако не может быть, чтобы в силу всего этого мы, думающие таким образом, были ничем: ведь полагать, что мысля -щая вещь в то самое время, как она мыслит, не существует, будет явным противоречием. А посему положение Я мыслю, следовательно, я существую — первичное и достовернейшее из всех, какие могут представиться кому-либо в ходе философствования. 9 Что такое мышление Под словом «мышление» я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить. 10 Однако, когда я сказал, что положение Я мыслю, следовательно, я существую является первичным и самым достоверным, какое только может представиться кому-либо в ходе философствования, я тем самым не отрицал необходимости знать до него, что такое мышление, существование, достоверность, а также что немыслимо, чтобы то, что мыслит, не существовало. –||–
Есть две вещи, которые не продаются, это – мышление и совесть Кимний KN/09.06.2011 О ТОЖДЕСТВЕ ФИЛОСОФСКОГО РАЗУМА ДЕКАРТА И ГЕГЕЛЯ Я утверждаю, что положение Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» аналогично положению Гегеля «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно» Существование человека есть мышление, а существование животного есть инстинкт. Если человек не мыслит, он не человек, а лишь животное, плоть, но не дух. Самое мышление должно быть мышлением по существу, а не воображением, которое не имеет ничего общего с сущностью предмета и сущностью мышления, делом которого является знание истины. Только истинное мышление есть действительное мышление, а не воображение, полагающее, что его абстрактные определения на самом деле действительны. По Декарту, как и по Гегелю, не всякое, но лишь разумное мышление действительно. Иное мышление поскольку не разумно, постольку и не действительно, а призрачно и выражает не сущность предметов, но лишь субъективное представление о них, являя плод абстрактного произвольного воображения и желания усмотреть в явлении нужное, а не действительно существующее и сущность. Такое мышление я называю субъективным, а его принцип – субъективным идеализмом. Всякое мышление, как я говорил, есть идеализм, потому что самое мышление идеально, а не материально. Поэтому понятия материализм не существует, а нам следует принять и вместо понятия материализм применять понятие объективный идеализм. Положение Я мыслю, следовательно, я существую первичное и самое достоверное в философствовании; но необходимо знать до него, что такое мышление, существование, достоверность. [Перефраз Декарта] Вдумчивое рассмотрение мира уже различает между тем, что́ в обширном царстве внешнего и внутреннего наличного бытия представляет собой лишь преходящее и незначительное, лишь явление, и тем, что́ в себе поистине заслуживает название действительности». [Гегель. Энциклопедия. 1, 89] «В предисловии к моей «Философии права» имеются следующие положения: Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно. … Наличное бытие представляет собой частью явление и лишь частью действительность. В повседневной жизни называют действительностью всякую причуду, заблуждение, зло и тому подобное, равно как и всякое существование, как бы оно ни было превратно и преходяще. Но человек, обладающий хотя бы обыденным чувством языка, не согласится с тем, что случайное существование заслуживает громкого названия действительного; случайное есть существование, об- ладающее не большей ценностью, чем возможное, которое одинаково могло бы и не быть. Когда я говорил о действительности, то в обязанность критиков входило подумать, в каком смысле я употребляю это выражение, так как в подробно написанной «Логике» я рассматриваю также и действительность и отличаю ее не толь- ко от случайного, которое ведь тоже обладает существованием, но также и от наличного бытия, существования и других определений. Против действительности разумного восстает уже то представление, что идеи, идеалы суть только химеры и что философия есть система таких пустых вымыслов; против него равным образом восстает обратное представ- ление, что идеи и идеалы суть нечто слишком высокое для того, чтобы обладать действительностью, или же нечто слишком слабое для того, чтобы добыть себе таковую. Но охотнее всего отделяет действительность от идеи рассудок, который принимает грезы своих абстракций за нечто истинное и гордится долженствованием, кото- рое он особенно охотно предписывает также и в области политики, как будто мир только и ждал его, чтобы узнать, каким он должен быть, но каким он не является; ибо, если бы мир был таким, каким он должен быть, то куда делось бы обветша- лое умствование выдвигаемого рассудком долженствования? Когда рассудок направляется со своим долженствованием против тривиальных внешних и преходящих предметов, учреждений, состояний и т. д., которые, пожалуй, и могут иметь относительно большое значение, но лишь для определенного времени и для известных кругов, то он может оказаться пра- вым и обнаружить в этих предметах много такого, что не согласуется со всеобщими истинными определениями; у кого не хватит ума, чтобы заметить вокруг себя много такого, что на деле не таково, каким оно должно быть? Но эта мудрость не права, воображая, что, занимаясь такими предметами и их долженствованием, она находится в сфере интересов философской науки. Последняя занимается лишь идеей, которая не столь бессильна, чтобы только долженствовать, а не действительно быть, – занимается, следовательно, такой действительностью, в которой эти предметы, учреждения, состояния и т. д. образуют лишь поверхностную, внешнюю сторону». [Гегель. Энциклопедия. 1, 89-90 /§ 6] В отличие от голого явления, действительность как прежде всего единство внутреннего и внешнего так мало про- тивостоит разуму, что она, наоборот, насквозь разумна, и то, что неразумно, именно поэтому не должно рассматриваться как действительное… Действительность, несомненно, составляет принцип аристотелевской философии; это, однако, не вульгарная действительность непосредственного наличного, а идея как действительность. [Гегель. Энциклопедия. 1, 314 /§ 142] ИДЕЯ КАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ или ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИДЕИ
Идея может быть постигнута как разум (это истинно философский смысл понятия «разум»), далее... как то, природа чего может быть понята только как существующая. [Гегель. Энциклопедия. 1, 402 /§ 214] Если странник запасается водой, мы говорим, что это разумно. Если водой запасается растение, это тоже нужно признать разумным. В человеке и в растении воплощена одна и та же идея – идея как действительность.
АГАВА ФОРМИРУЕТ ЛИСТ ДЛЯ СБОРА И ХРАНЕНИЯ ВЛАГИ; НО ТАКЖЕ ШИП ДЛЯ САМОЗАЩИТЫ ОТ ВРАГА К НАСЛАЖДЕНИЮ ТОЖДЕСТВОМ ИДЕИ ПРИРОДЫ И ДУХА Наслаждение предполагает понимание. Истинная сущность искусства – лишь то, что мощно захватывает и потрясает нас, когда мы смотрим на произведение искусства с такой точки зрения. [И. Фихте. Основные черты современной эпохи. см. выше]
АУФТАКТ. В ФИНАЛЕ СОНАТЫ МОРЯ МИКАЛОЮСА ЧЮРЛЁНИСА Наслаждение предполагает понимание, – говорит Фихте. Разум, понимающий тождество человека и природы, – говорю я, – есть идея духа. И далее: дух, наслаждающийся тождеством природы и человека, есть идея разума. КИМНИЙ 11.06.11 Природа как раз не есть застывшее и завершенное «для себя», которое, следовательно, могло бы существовать и без духа, лишь в духе достигает она своей цели и своей истины, и точно так же дух в свою очередь не есть лишь абстракт- ное потустороннее природы, а есть поистине дух и подтверждает себя в качестве такового лишь постольку, поскольку он содержит в себе природу как снятую. | ГЕГЕЛЬ ПРИРОДА ДУХА – ДУХ ПРИРОДЫ
М. ЧЮРЛЁНИС ЗНАКИ ЗОДИАКА. ВЕСЫ ИДЕАЛЬНОСТЬ МЕРЫ Истину веса мерой познаешь Не тою, что волею судей болеет. Взвесь правоту свою силою духа, Той, что морями и небом владеет. Кимний Идеальность обладает содержанием, лишь будучи идеальностью чего-то; но это нечто не есть голое неопределенное «это» или «то», а есть определенное в качестве реальности наличное бытие, которое, фиксированное в его «для себя», не обладает истинностью. Поэтому не без права различие между природой и духом понимали таким образом, что основным определением идеальности должна быть реальность, а основным определением реальности — идеальность. Природа как раз не есть застывшее и завершенное «для себя», которое, следовательно, могло бы су- ществовать и без духа, лишь в духе достигает она своей цели и своей истины, и точно так же дух в свою очередь не есть лишь абстрактное потустороннее природы, а есть поистине дух и подтверждает себя в качестве такового лишь постольку, поскольку он содержит в себе природу как снятую. Нужно при этом напомнить о двояком значении нашего немецкого выражения aufheben (снимать). Aufheben — значит, во-первых, устранить, отрицать, и мы говорим, например, что закон, учреждение и т. д. seien aufgehoben (отменены, упразднены). Но aufheben означает также сохранить, и мы говорим в этом смысле, что нечто сохранено (aufgehoben sein). Эта двойственность в словоупотреблении, когда одно и то же слово имеет отрицательный и положительный смысл, не должна рассматриваться как случайная, и тем менее мы не должны упрекать язык в путанице, а должны усмотреть здесь спекулятивный дух нашего языка, переступающего пределы голого рассудочного «или-или». [Гегель. Энциклопедия. 1, 237-38 /§ 96] ГЕГЕЛЬ Г.В.Ф. НАУКА ЛОГИКИ КНИГА I. УЧЕНИЕ О БЫТИИ Снятие (Aufheben) и снятое (идеальное — ideelle) — одно из важнейших понятий философии, одно из главных определений, которое встречается решительно всюду и смысл которого следует точно понять и в особенности отличать от ничто. — Оттого, что нечто снимает себя, оно не превращается в ничто. Ничто есть непосредственное; снятое же есть нечто опосредствованное: оно не-сущее, но как результат, имевший своим исходным пунктом некоторое бытие, поэтому оно еще имеет в себе определенность, от которой оно происходит. Aufheben имеет в немецком языке двоякий смысл: оно означает сохранить, удержать и в то же время прекратить, положить конец. Само сохранение уже заключает в себе отрицательное в том смысле, что для того, чтобы удержать нечто, его лишают непосредственности и тем самым наличного бытия, открытого для внешних воздействий. Таким обра- зом, снятое есть в то же время и сохраненное, которое лишь потеряло свою непосредственность, но от этого не уничтожено... Нечто снято лишь постольку, поскольку оно вступило в единство со своей противоположностью; для него, взятого в этом более точном определении как нечто рефлектированное, подходит название момента... Более точный смысл и выражение, которые бытие и ничто получают, поскольку они стали теперь моментами, должны выявиться при рассмотрении наличного бытия, как единства, в котором они сохранены. Бытие есть бытие и ничто есть ничто лишь в их отличии друг от друга; но в их истине, в их единстве, они исчезли как эти определения и суть теперь иное. Бытие и ничто суть одно и то же; именно потому, что они одно и то же, они уже не бытие и ничто и имеют различное определение: в становлении они были возникновением и прехождением; в наличном бытии как по-иному определенном единстве они опять-таки по-иному определенные моменты. Это единство остается отныне их основой, которую они уже больше не покинут, чтобы не возвращаться к абстрактному значению бытия и ничто. –||–
Ave Nadejda создана на основе до-мажорной прелюдии И. С. Баха из Хорошо темперированного клавира. Таким образом, моя "Ave Nadejda", как и "Аve Maria" Шарля Гуно, звучащая на том же основании, представляет собой снятие до-мажорной прелюдии И.С. Баха, бытие которой произошло из ничто музыки, из закона логики и стало нечто, а именно прелюдией до-мажор. Ave Nadejda снимает прелюдию Баха в новое произведение, но сохраняет при этом известное великое классическое основание. "Таким образом, снятое, есть в то же время и сохраненное, которое лишь потеряло свою непосредственность, но от этого не уничтожено". Непосредственность прелюдии Баха есть сама прелюдия Баха, которая опосредствует явление как сочинения "Аve Maria" Шарля Гуно, так и моего сочинения "Ave Nadejda". КИМНИЙ 19.06.11 О ТОЖДЕСТВЕ РАЗУМА ДЕКАРТА, ГЕГЕЛЯ И ХРИСТА Итак, два общеизвестных положения - ДЕКАРТА «Я мыслю, следовательно, я существую» и ГЕГЕЛЯ «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумнО» - тождественны. Прибавим к этому тождеству положение борца с империализмом,¹ Христа: Итак, наблюдайте, как вы слушаете; ибо кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Лк. 8, 18 ¹ Совершенно очевидно, что распятие – это римская казнь: Христос был казнен римлянами как политический агитатор Человек должен слышать природу понятия и в своем представлении и действии опираться на понятие природы духа, а не на прихоть конечного мышления, оторванного от действительности и опирающегося на воображение и чувство своего своевольного хозяина. Кто имеет разум, тому дано будет то, что́ он думает иметь; ибо разумная мысль полагает разумную действительность. Что не разумно, то не действительно, так как оно не существенно. Следовательно, я действительно существую, когда и если я мыслю. Если же я мыслю не истинно, то я не мыслю, следовательно, я не существую, поскольку я отрицаю действительность духа и природы; рассуждения же мои и бытие мое не истинны и являются отрицанием свободы духа. Свобода есть необходимость возвышения духа и проникновенность просвещенным, божественным, разумным понятием идеи. Что в ходе развития духа (а дух и есть то, что не только витает над историей, как над водами, но действует в ней и составляет ее единственный двигатель) свобода, т. е. развитие, определенное самим понятием духа, является определяющим началом и только понятие о духе является для него конечной целью, т. е. истиной, так как дух есть сознание, или, другими словами, что в истории существует разум,— с одной стороны, следует считать по крайней ме- ре убедительным предположением, с другой же стороны, это есть философское познание. Это освобождение духа, в котором он стремится прийти к самому себе и осуществить свою истину, а также дело своего освобождения,– есть величайшее и абсолютное право. [Гегель. Энциклопедия. 3,370/§ 549-550] доп. 22.06.11 «Сущность духа есть поэтому с формальной стороны – свобода, абсолютная отрицательность понятия как тождества с собой… Субстанция духа есть свобода, т. е. независимость от некоего другого, отношение к самому себе. Дух есть само-для-себя-сущее, имеющее себя своим предметом, осуществленное понятие. В этом имеющемся в нем налицо единстве понятия и объективности заключается одновременно и его истина, и его свобода. Истина, как сказал уже Христос, делает дух свободным; свобода делает его истинным. Свобода духа, однако, не есть только независимость от другого, приобретенная вне этого другого, но свобода, достигнутая в этом другом, – она осуществляется не в бегстве от этого другого, но посредством преодоления его. Дух может исходить из своей абстрактной для себя сущей всеобщности, из своего простого отношения к себе, он может в самом себе полагать определенное, действительное различение – нечто другое, чем то, что есть простое «я», следователь- но, нечто в самом себе отрицательное. Это отношение к другому для духа не только возможно, но и необходимо, потому что через другое и через снятие этого другого он приходит к тому, чтобы оправдать себя и на деле быть тем, чем он и должен быть по своему понятию, именно идеальностью внешнего – идеей, возвращающейся из своего инобытия к себе самой, или, выражаясь абстрактнее, в самом себе различающимся и в своем различии у-себя-и-для-себя-сущим всеобщим». | Гегель. Энциклопедия. 3, 25 / § 382 Философия есть познание, и лишь посредством познания реализуется изначальное призвание человека быть образом божьим… Cо своей природной стороны человек, правда, конечен и смертен, но он бесконечен в познании. [Гегель. Энциклопедия. 1, 130/§ 24] доп. 22.06.11
_____СОЗВУЧИЕ
«Философия вообще в своих мыслях еще имеет дело с конкретными предметами – богом, природой, духом». [Гегель. Наука логики, пред. к 2 изд.] доп. 22.06.11 «Далее, часто также утверждали, что Бог как высшее существо не может быть познан. Это вообще точка зрения современного просвещения и, строже говоря, точка зрения абстрактного рассудка, который удовлетворяется тем, что говорит: есть высшее существо – и на этом успокаивается. Когда говорят так и рассматривают Бога лишь как высшее потустороннее существо, то тем самым утверждают мир в его непосредственности, как нечто прочное, положи- тельное и при этом забывают, что сущность есть как раз снятие всего непосредственного. Бог как абстрактная, потусторонняя сущность, вне которой, следовательно, лежат различие и определенность, есть на самом деле одно только название, одно только caput mortuum (мертвая голова. – лат.) абстрагирующего рассудка. Истинное познание Бога начинается знанием того, что вещи в их непосредственном бытии не обладают истиной». [Гегель. Энциклопедия. 1, 267/§ 112] доп. 22.06.11 НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ ВРЕМЕННА, СУЩНОСТЬ ВЕЧНА В сущности нет времени, поскольку понятие времени есть различие единичностей я и не-я; тогда как сущность есть всеобщее понятие, или идея бога. Таким образом, дело идет о неистинном понятии бога и о представлении, которое навязывает человеческому духу церковь, по сути духовенство и политическая власть империализма во всех ее формах. Истинное понятие сущности, или истинное понятие идеи бога, есть дело разумного и истинного мышления. Я есть разумное и истинное понятие идеи бога. Кимний Вопрос об истинности определений мысли должен представляться странным обыденному сознанию, ибо кажется, что они содержат истину лишь при применении их к данным предметам и что бессмысленно поэтому спрашивать об их истинности вне этого применения. Но именно этот вопрос и важен. При этом мы должны, разумеется, знать, что следует понимать под истиной. Обыкновенно мы называем истиной согласие предмета с нашим представлением. Мы имеем при этом в качестве предпосылки предмет, которому должно соответствовать наше представление о нем. В философском смысле, напротив, истина в своем абстрактном выражении вообще означает согласие некоторого содержания с самим собой. Это, сле- довательно, совершенно другое значение истины, чем вышеупомянутое… Мы можем меть в своей голове много правильно- го, что вместе с тем неистинно. Только Бог есть истинное соответствие понятия и реальности. Но все конечные вещи имеют в себе неистинность, их существование не соответствует их понятию. Поэтому они должны пойти ко дну, и эта их гибель служит проявлением несоответствия между их понятием и их существованием… Рассмотрение истины в разъясненном здесь смысле, в смысле согласия с самой собой, составляет подлинную задачу логики. В обыденном сознании вопрос об истинности определений мышления вовсе не возникает. Задачу логики можно также формулировать так: в ней рассматриваются определения мыш- ления, поскольку они способны постигать истинное. Вопрос сводится, следовательно, к выяснению того, что́ суть формы бесконечного и что́ суть формы конечного. В обыденном сознании не возникает никаких подозрений при пользовании ко- нечными определениями мышления, и оно без околичностей признает за ними значимость. Но все заблуждения проис- ходят оттого, что мыслят и действуют согласно конечным определениям. [Гегель. Энциклопедия. 1,126 / § 24] доп. 22.06.2011: Итак, наблюдайте, как вы слушаете; ибо кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. И.Христос Вы заблуждаетесь, поскольку мыслите и действуете согласно конечным определениям обыденного сознания, а не в соответствии с понятием духа. Ибо кто имеет понятие идеи, тому дано будет; а кто не имеет разума, чтобы иметь понятие, у того отнимется и то, что он думает иметь. Понятие есть не только душа, но и свободное субъективное понятие, которое есть для себя и потому обладает личнос -тью (Personlichkeit), – есть практическое, в себе и для себя определенное, объективное понятие, которое как лицо (Per- son) есть непроницаемая, неделимая (atome) субъективность, но которое точно так же есть не исключающая единич- ность, а всеобщность и познание для себя и в своем ином имеет предметом свою собственную объективность. Все остальное есть заблуждение, смутность, мнение, стремление, произвол и бренность; единственно лишь абсолютная идея есть бытие, непреходящая жизнь, знающая себя истина и вся истина. Она единст- венный предмет и содержание философии ». [Гегель. Наука логики. Книга 3, глава 3. Учение о понятии.] АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ есть прежде всего единство практической и теоретической идеи и, следовательно, вместе с тем единство идеи жизни и идеи познания… Это – γόησις γοήσεως¹, которое уже Аристотель называл высшей формой идеи. [Гегель. Энциклопедия. 1,419 /§ 236] ¹ γόησις γοήσεως – ИДЕЯ БОГА (греч.) доп. 22.06.11 Высшая самостоятельность человека состоит вообще в том, чтобы знать себя как то, что всецело определяется абсолютной идеей; такое сознание и поведение Спиноза называет "интеллектуальной любовью к Богу". [Гегель. Энциклопедия. 1, 337-38 /§ 158] КИМНИЙ 20.06.11 почему на дух следует смотреть как на подобие бога, как на божественное в человеке Если абсолютно бесконечный, объективный разум взять как его понятие, то реальность будет знанием, или интеллигенцией; или если знание взять как понятие, то его реальность будет этим разумом, и реализация знания будет состоять в том, чтобы усвоить разум себе. Конечность духа следует поэтому полагать в том, что знание не овладевает в-себе-и-для-себя-бытием своего разума, или в такой же мере в том, что разум не может довести себя в знании до полного своего обнаружения. Разум лишь постольку бесконечная свобода, поскольку он свобода абсолютная, поэтому он предпосылает себя своему знанию и этим себя ограничивает, и в то же время он есть вечное движение, направленное к тому, чтобы снять эту непосредственность, самого себя понимать и быть знанием разума. прибавление. Свободный дух, как мы видели, есть по самому своему понятию полное единство субъективного и объективного, формы и содержания, есть, следовательно, абсолютная тотальность и тем самым бесконечен и вечен. Мы познали его как знание разума. Именно потому, что он таков, что он имеет своим предметом разумное, он должен быть обозначен как бесконечное для-себя-бытие субъективности. К понятию духа относится поэтому то, что в нем абсолютное единство субъективного и объективного существует не только в себе, но и для себя, и есть, следователь- но, предмет знания. Вследствие этой, между знанием и его предметом — между формой и содержанием — господствующей, исключающей всякое разобщение и тем самым всякое изменение гармонии, дух можно назвать, соответственно его истине, вечным, и — равным образом — совершенно блаженным и священным. Ведь священным может быть названо только то, что разумно и знает о разумном. Поэтому ни внешняя природа, ни простое ощущение не имеют права на это название. Непосредственное, не очищенное разумным знанием ощущение всегда связано с определенностью природного, случайного, себе-самому-внешнего бытия, несет на себе признаки распада. По отношению к содержанию ощущения и природных вещей бесконечность существует поэтому лишь как нечто формальное, абстрактное. Напротив, дух, соответственно своему понятию, или своей истине, бесконечен или вечен в том конкретном и реальном смысле, что он в своем различии остается абсолютно тождественным с самим собой. Вот почему на дух следует смотреть как на подобие бога, как на божественное в человеке. [Гегель. Энциклопедия. 3, 253-54/§ 441] КИМНИЙ 23.06.11
МУЗЫКА |
© 2004
- 2012 "ИСТИНА" Кимний
|