А. Шопенгауэр |
|
ИЗ ШОПЕНГАУЭРА АРТУР Шопенгауэр
Новые паралипомены
§ 30 Представьте себе все человеческое знание в виде многоветвистого дерева, но таким образом, что от ствола отходят не- многие ветви, от которых, постепенно разветвляясь, простираются бесчисленные, под конец совсем маленькие веточки. Исследователь специальной науки старается соединить две последние и самые маленькие ветки, что не представляет затруднения, так как они расположены очень близко одна от другой. Философ же пытается привести в связь главные вет- ки, непосредственно идущие от ствола. Поэтому он не станет делать опытов с щелочами и кислотами или предпринимать кропотливые исследования, чтобы выяснить, действительно ли в Риме было семь царей, или вычислять отношение диа- метра к окружности, чтобы продолжить вычисление еще на несколько десятичных знаков, - нет, он будет обозревать жизнь в целом и общем и постарается правильно и во всей полноте уловить ее главные и основные черты, которые проявляются также и в повседневном опыте. § 31 Я не знаю лучшего возражения против ценности всякого исторического исследования, чем заданный историку вопрос: "А если бы я жил прежде, чем совершились и были изучены все эти события, был ли бы я тогда непременно менее мудрым?" Далее - следующее: материал истории бесконечен, как известно; т.е. при изучении ее общая сумма неисследованного ни в каком случае не уменьшается оттого, что уже стало из нее известным. Во всех действительных науках законченность знания можно по крайней мере предвидеть. - Когда нам станет открытою история Китая и Индии, то бесконечность материала обнаружит всю неправильность пути, и алчущие знания принуждены будут понять, что нужно не перечислять факты до бесконечности, а усматривать в едином многое, в случае - правило и из познания человечества черпать деяния народов. § 32 Неужели для философии, т. е. для понимания сущности жизни, нужна история? Нужно лишь всмотреться в мир, безразлично - где, но только ясными очами, чтобы познать сущность жизни. Нужда, смерть и, как приманка, сладострастие - это грехи, а жизнь - наказание, так это всюду и во всех 10 000 калейдоскопически сменяющихся образах. В разрезе познаю я весь мрамор и не имею надобности прослеживать все его жилки: а разрез всегда показывает одно и то же. § 41 Для философии ничего лучшего не могло бы быть, если бы все профессуры ее были уничтожены. Этим уничтожилось бы и величайшее несчастие, именно - то, что ищущим истины приходится сталкиваться с ищущими куска хлеба, которые своей политикой и своими происками наносят им всякий ущерб, но никогда не оказывают помощи. Философия существует для исключительных людей; лишь истинный гений может ей споспешествовать; заурядный человек портит ее, как только прибавит к ней хотя одно собственное слово. Во что превратилась поэтому философия со времени Канта, после того как все ординарные и экстраординарные вставили в нее по словечку!
§ 42 Применять философию к желаниям власть имущих и делать ее орудием их планов, для того чтобы получать за это деньги и должности, - это напоминает мне того, кто идет к причастию с целью утолить свои голод и жажду. Короче говоря: те, кто превращает философию, святыню человечества, в орудие мирских целей, подобны идущим к причастию (евхаристии), и т.д. § 43 Профессора философии решительным образом препятствуют ее успехам, и не только потому, что они сплошь и рядом бездарны; это относится также и к тем, кто выступает в качестве философских писателей, и отстранение непризванных так же невозможно, как и желательно. Но профессора не относятся к делу, как в большинстве случаев деятели, честно, bonne foi. Так как философия для них средство к жизни и естественно, что их пропитание и содержание ближе им к сердцу, чем отвлеченная богиня - истина; так как, далее, философия оказывает влияние на общественное мнение и на государство, то отсюда вытекает, что господа профессора будут изменять свои философемы и суждения о философии согласно с изъяснениями своей политики и поэтому при каждом положении и каждом суждении прежде всего будут думать о господине министре народного просвещения и его советниках, затем о прочих чиновных людях, затем о своих уважаемых коллегах и прочих кумовьях, затем об издателях, книгопродавцах, редакторах журналов и уже под самый конец только о действительной серьезной истине, которая, следовательно, приглашается лишь тогда, когда все прочие достаточно повеселились и стол уже пуст. Если, например, бразды правления держит какой-нибудь увенчанный тартюф и в страхе, что народ может поумнеть, кричит, подобно Францу Моору: "Иди, звони во все колокола, пусть все спешат в церковь, падут на колени, все", - то любой писательствующий и голодающий доцент моментально становится набожным, как молодая бого- молка (которая не что иное, как старая блудница). И Бог с ним! Но только ему следовало бы свои просительные письма писать не в форме философских сочинений: в мире философии этот тихоня является жуликом, так как он со святою истиной поступает подобно Иуде, и его надо преследовать, как лисицу. Поэтому для философии было бы желательно, чтобы преподавание ее в университете было прекращено, а молодые люди время, предназначенное им для философии, посвящали чтению истинных, прирожденных, серьезно относящихся к делу философов. Ибо все равно философия существует лишь для немногих, именно - для мыслящих людей, а они найдут к ней доступ и без помощи философов кафедры, которые, одаренные большей частью весьма обыденными способностями, счи- тают нужным по долгу службы и для того, чтобы хоть как-нибудь оправдать получаемое жалованье, тоже вставлять свое слово в философию и сервировать собственные мысли, - и вот они наводняют философскую литературу самым жалким хламом, выносят на рынок самые отчаянные выдумки, в язык и философские понятия вносят путаницу и отпугивают публику от философии. Она должна, подобно поэзии, оставаться, по существу, свободным искусством, и ею должны заниматься лишь ради нее самой, и лишь люди, избранные природой, а не министерством. - Высшие факультетские науки приходятся обыкновенным умам до некоторой степени по плечу: пусть они и продолжают препода- вать их, вследствие преимуществ viva vox. Лишь для философии обыкновенные люди ни в каком случае не пригодны и в си- лу постоянного непонимания ее могут принести ей только вред: в этом случае мертвое слово великого человека бесконечно лучше, чем viva vox барана. § 44 Ничто не вредит философии в такой мере, как профессора философии на содержании, которые по долгу службы считают нужным иметь собственные мысли и вместо того, чтобы просто обучать тому, что учат другие, своими вставками и неряшливыми выдумками (которых иногда приходится тысяча на одного философа) невероятно загро- мождают ход исследования; кроме того, благодаря тому что их считают философами, они внушают массе презрение к философии. § 45 Тем, что университетская философия допустила, чтобы ею пользовались для целей государства, и подчинилась воле его правителей, она уподобится, когда все это станет явно, падшей девушке: она лишится всякой чести, так что никто более не захочет иметь с нею дела. § 46 Профессора философии должны приучать себя к мысли, что философия имеет другие цели, чем совершенствовать воспитание будущих референдариев, пасторов и домашних врачей. «12_juni.htm» § 408 Что за хитрый подлог и коварная инсинуация лежит в слове атеизм! – как будто теизм нечто такое, что разумеется само собою. § 410 Постоянным внушением, начиная с юности, можно привить человеку всякое суеверие как навязчивую идею. Но что еще важнее: такая привитая навязчивая идея делается, в конце концов, как дрессировка охотничьих собак, наслед- ственной, если прививка эта повторялась долгое время от поколения к поколению: и тогда уже она действительно стано- вится врожденной идеей. Таким образом и можно объяснить, что одна половина мира объявляет известное понятие врож- денным и необходимым, между тем как другая отвергает его. Впрочем, надо еще различать, что при этом действительно — представление и что – только воля. Под словом «бог» громадное большинство европейцев мыслит действительно некий индивидуум, как бы человека. Те, кто в силу известного образования не соглашается с этим, будут, сообразно степени этого образования, мыслить под данным словом все меньше и меньше; а самые образованные будут мыслить в конце концов или простую natura naturans, для которой, правда, это имя мало подходит, или, еще чаще, — не будут мыслить ничего определенного, но будут очень крепко держаться за это слово, представляющее собою для них, в глубине их души, простой боевой клич, при котором все их пороки и грехи могут найти себе надежную защиту и с помощью которого они надеются обеспечить себе в будущем вечное блаженство. Итак, тут дело в воле, хватающейся за масть, которую она считает козырной. § 431 Кто любит истину, тот ненавидит богов, как в единственном, так и во множественном числе. §432 Когда истина за меня, то во мне не возбуждает зависти, что на стороне моих противников оказывается Церковь вместе с Ветхим и Новым Заветом. § 433 С тех пор, как ultima ratio theologorum, костер, не пускается больше в дело, только трус станет еще церемониться с ложью и обманом. § 436 Религия оттесняется прогрессирующим умственным образованием, становится абстрактнее, а так как ее сущ- ность – образность, то она и должна будет пасть совершенно, как только известная степень умственного обра- зования сделается всеобщей. «MD.htm» § 212 Древние философы объединяли в одном понятии много совершенно разнородных вещей: каждый платоновский диалог да- ет сколько угодно примеров этого. Наиболее грубым смешением и путаницей этого рода является смешение этики с по- литикой. Государство и Царство Божье, или моральный закон, настолько разнородны, что первое - пародия на второе, горький смех по поводу его отсутствия, костыль вместо ноги, автомат вместо человека.
§ 253 «Этика спрашивает: в чем заключается долг справедливости относительно других людей? т. е. что должен я делать? Естественное право спрашивать: чего я не должен сносить от других? т. е. что должен я терпеть? При этом - не "для то- го, чтобы не быть несправедливым", а "чтобы я делал не более того, что должен делать каждый для обеспечения своего существования, чтобы, следовательно, каждый одобрял меня, чтобы ко мне прилагалась та же мерка, что и к другим, и я не изгонялся из общего союза". На оба вопроса можно дать один и тот же ответ, - совершенно так же, как из противоположных направлений (т. е. противо- положными силами) можно описать одну и ту же линию, и подобно тому, как из я узнаю синус, а из синуса . Историк, как было сказано, - пророк наоборот; точно так же можно сказать: правовед - моралист наоборот (он поучает обязанностям справедливости), или же: политика - это этика наоборот; однако не следует при этом понимать этику и как учение обязанности благожелательства, великодушия, любви и т. д. Государство - это гордиев узел, который разру- били, вместо того чтобы развязать его, яйцо Колумба, которое стоит потому, что кончик его надбит, а не потому, что най- дена точка равновесия, - как будто дело в том, чтобы оно стояло, а не в том, чтобы оно балансировало. Государство по- добно тому, кто думает, что он сделает погоду хорошею, если заставит барометр подняться». § 186 До сих пор философы много старались о том, чтобы поучать свободе воли, я же буду учить всемогуществу воли. § 217 «Отсутствие у животных нравственной свободы проистекает, по-видимому, не оттого, чтобы у них не было и следа, не было ничего подобного высшему сознанию в нас, проявление которого и есть нравственность... Животных нельзя назвать свободными, и это происходит оттого, что у них недостает глубоко подчиненной высшему сознанию способности, разума; разум - это способность всепонимания, способность постигать целое...». «Ethik.htm» § 222 Философ-теоретик – это человек, который может дать снимок в понятиях, т. е. для разума, с представлений всех классов; подобно тому как живописец изображает то, что видит, на полотне, ваятель – в мраморе, поэт – в образах фанта- зии (образы эти он, однако, дает тоже лишь в семени понятий, из которого они вырастают). Так называемый практический философ, напротив, – тот, кто руководится понятиями в своих поступках; он, следовательно, переводит понятия в жизнь, подобно тому как теоретический философ переводит жизнь в понятие; таким образом, практический философ поступает сплошь разумно, т. е. последовательно, планомер- но, обдуманно, никогда не поступает поспешно или страстно, никогда не поддается впечатлению момента. И действительно, трудно, среди конкретных представлений (реальных объектов), к которым принадлежит и тело, пред- ставляющее собою лишь объективированную волю, образ воли в телесном мире, – трудно руководить этим телом не по конкретным представлениям, а по одному лишь представлению представления, по бесцветному холодному понятию, которое относится к конкретным представлениям, как тень подземного мира – к жизни; тем не менее это – единственный путь, чтобы избежать раскаяния. Философ-теоретик обогащает разум, дарит ему; практический философ берет от него, заставляет его слу- жить себе. § 121 «Гениальность – это такое познание, которое не следует закону основания, а именно – познание идей». § 122 «Одаренный гением человек всецело жертвует собою для всех, именно – тем, что он живет и творит». § 125 «Сущность гения заключается в степени силы познания, которая далеко превосходит степень силы познания, требующую- ся для служения какой-нибудь индивидуальной воле». § 132 «Превосходство гения создает ему постоянная, непрерывная деятельность духа; на что направлена эта деятельность – не существенно для этого превосходства и важно лишь по отношению к данной личности – следовательно, имеет второ- степенное значение. Не более чем направление деятельности духа имеет значение и образование; следовательно, и его зна- чение – тоже второстепенное. Поэтому-то природа имеет несравненно большее значение, чем образование». § 133 «Образование относится к природным преимуществам интеллекта так же, как восковой нос к действительному, или как планеты и луны – к солнцам. Ибо с помощью своего образования человек говорит не то, что он думает, а то, что думали другие, а он заучил (дрессировка); и делает он не прямо то, что мог бы, а что его приучили делать». § 101 «Когда я размышляю, то это мировой дух стремится осмыслить себя, это природа желает познать и постичь самое себя. Не по следам мыслей другого духа хочу идти я, но то, что есть, я хочу превратить в познанное, постигнутое мыслью; так как то, что есть, без этого не есть мыслимое и не становится им». § 102 «Конец и цель всякого знания – то, чтобы интеллект перевел все проявления воли не только в интуитивное познание (так как в него они переходят сами собою), но и в абстрактное, – следовательно, чтобы все, что есть в воле, было также и в понятии. К этому стремится всякое истинное, т. е. непосредственное размышление и все науки». § 103 «Разложение простого дотоле я на волю и познание, пожалуй, столь же неожиданно, как и разложение воды на водо- род и кислород: это разложение - поворотный пункт моей философии, а наряду с ним - строгое разграничение интуитивно- го познания от рефлективного». § 227 Если бы мне пришлось писать о скромности, я сказал бы: я слишком хорошо знаю высокочтимую публику, писать для которой я имею честь, чтобы я решился гласно высказать свое мнение о добродетели скромности. Также соглашаюсь я с тем, что моя особа слишком для этого скромна и что я должен с возможным тщанием упражняться в сей добродетели. С одним только я не соглашусь никогда, именно – что я от кого-либо требовал скромности, и всякое утверждение такого требования с моей стороны отвергаю как клевету. Ничтожество большинства людей принуждает немногих гениальных или заслуженных людей вести себя так, как будто они сами игнорируют свое значение и, следовательно, незначительность других, ибо лишь при этом условии толпа согласится терпеть их заслуги. Из этой нужды и сделали добродетель, называемую скромнос- тью. Скромность, в сущности, - лицемерие, которое извинительно только потому, что им хотят пощадить чужое ничтожество. § 158 Если за отправную точку, долженствующую служить основанием для объяснения всего прочего, принять что-либо дру- гое, а не волю к жизни, то это слепое стремление к жизни придется выводить из этой отправной точки, – что невозможно. Исходным пунктом нужно принять то, что абсолютно необъяснимо далее, но в чем точно так же абсолютно нельзя сомне- ваться – нечто достоверное в своем бытии, но необъяснимое. Это и есть воля к жизни. § 163 ...Что сущность сил в неорганической природе тождественна с волею в нас, это представляется с полною очевидностью и как доказанная истина всякому, кто серьезно подумает над этим. Кажущаяся парадоксальность этой истины зависит лишь от важности ее. § 232 «Христианство говорит: "Возлюби ближнего, как самого себя". Я же сказал: познай в своем ближнем поистине и на деле самого себя и в далеком тебе познай опять-таки то же». § 101 «Когда я размышляю, то это мировой дух стремится осмыслить себя, это природа желает познать и постичь самое себя. Не по следам мыслей другого духа хочу идти я, но то, что есть, я хочу превратить в познанное, пос- тигнутое мыслью; так как то, что есть, без этого не есть мыслимое и не становится им». § 148 «Вещь в себе, внутреннюю сущность мира, я назвал по тому в мире, что нам знакомо наиболее точно: воля. Конечно, это выражение – выбранное субъективно, а именно – применительно к субъекту познания; но это отношение, так как мы им сообщаем познание, существенно. Следовательно, это бесконечно лучше, чем если бы я назвал сущность мира, напри- мер, Брамою, или мировою душою, или как-нибудь иначе». § 102 Конец и цель всякого знания – то, чтобы интеллект перевел все проявления воли не только в интуитивное познание (так как в него они переходят сами собою), но и в абстрактное, – следовательно, чтобы все, что есть в воле, было также и в понятии. К этому стремится всякое истинное, т. е. непосредственное размышление и все науки. §103 Разложение простого дотоле я на волю и познание, пожалуй, столь же неожиданно, как и разложение воды на водород и кислород: это разложение - поворотный пункт моей философии, а наряду с ним - строгое разграничение интуитивного познания от рефлективного. § 105 Подобно тому как в физике на протяжении тысячелетий не сомневались, что вода проста, и, следовательно, считали ее первоэлементом, так и в философии, в течение еще более долгого времени, считали "я" несомненно простым и, следо- вательно, неразрушимым. Я же доказал, что это "я" составлено из двух весьма разнородных составных частей: воли, которая метафизична и есть вещь в себе, и познающего субъекта, который принадлежит к миру физическому и к чис- тому явлению. § 151 Проблема идеального и реального никогда не может быть решена, если объективную сторону совершенно отделять от субъективной, так чтобы каждая была сама по себе. Наоборот, объект, хотя он первоначально выступал почти как прос- тая акциденция субъекта, навсегда остается связанным с субъектом. Это основывается на том, что хотя, действительно, в последней инстанции, нет двух в корне различных сущностей, а лишь одна, которая, проявляясь как воля к жизни, видит себя во множественности, почему и каждое из ее проявлений видит вне себя нечто отличное от себя, но по существу это не другое, а то же самое, что во всех в них стало субъектом, познающим. Ведь мы отличны от существ вне нас, лишь поскольку мы познаем; напротив, поскольку мы хотим, мы, в сущности, одно и то же с ними. Но это тождество с ними, как лежащее за пределами мира представления, совершенно трансцендентно и как бы подземно. «S_w.htm»
§ 454 Нигде нет такой необходимости различать ядро и скорлупу, как в христианстве. Именно потому, что я люблю ядро, я иног- да разбиваю скорлупу. §§ 378, 431 Бог в новой философии – то же, что последние франкские короли при мажордомах: пустое имя, которое удерживают, чтобы тем удобнее и невозбраннее делать свое дело. Кто любит истину, тот ненавидит богов, как в единственном, так и во множественном числе. § 384 Католическая религия представляет собою указание, как добыть небо попрошайничеством, ибо заслужить его было бы слишком неудобно. Попы являются посредниками в этом попрошайничестве. § 391 Собственно, всякая положительная религия является узурпатором того престола, который принадлежит философии. Они будут поэтому всегда относиться к философам враждебно, хотя бы последние и смотрели на них как на неизбежное зло, как на костыль для болезненной слабости духа у большинства людей. § 433 С тех пор как ultima ratio theologorum, костер, не пускается больше в дело, только трус станет еще церемониться с ложью и обманом. § 452 Религия в течение 1900 лет держала разум в наморднике. Задача профессоров философии заключается в том, чтобы европейскую мифологию контрабандно перевезти как философию. § 377 Бога, особенно в период схоластики и позже, мало-помалу облекли во всякого рода свойства; но просветительная эпоха принудила снова разоблачить его и снять с него одно одеяние за другим, и его охотно раздели бы совсем, если бы не опа- сение, как бы тогда не оказалось, что были одни одеяния, а в них не было ничего. Но существуют два неснимаемые одея- ния, т. е. неразлучимые свойства Бога: личность и причинность; они должны всегда находиться в понятии Бога, они - самые необходимые признаки, и если их удалить, то можно еще говорить о Боге, но нельзя его более мыслить. А я говорю: в этом временном, чувственном, на рассудке воздвигнутом мире есть, несомненно, личности и причинность, более того - они даже необходимы. Но высшее сознание возносит меня в мир, где уже нет больше ни личности, ни причин- ности - нет ни субъекта, ни объекта. Моя надежда и моя вера заключается в уповании, что это высшее (сверхчувственное, вневременное) сознание станет моим единственным; поэтому я надеюсь, что Бога нет. - А если хотят употреблять вы- ражение "бог" символически, для обозначения именно этого высшего сознания или чего-либо такого, чего не умеют обособить и назвать, то пусть это делают, но только, по-моему, не среди философов. § 453 Существуют наемные убийцы истины и просвещения; как бы они ни прятались и ни маскировались, их узнают. «P_s.htm»
§ 392 Если этот мир сотворил какой-нибудь бог, то я не хотел бы быть богом: злополучие этого мира растерзало бы мне сердце.
§ 416 Лжеучение, которое, широко распростираясь, загораживает дорогу истине, представляет собою такое отвратительное существо, что, пускай оно санкционировано тысячью поколений и приносит неизмеримую пользу, даже делу морального исправления человеческого рода, – я не вижу основания щадить его или смирять свою ненависть и презрение к нему. Нет лжи, достойной уважения. Знайте это! Мы хотим добиться истины и прибегнуть без remorse даже к вивисекции лжи. § 427 Теизм в собственном смысле вполне походит на утверждение, что при правильной геометрической конструкции центр шара упадет вне его. § 409 Каждому теисту следует предложить дилемматический воопрос: «Индивидуум твой бог или нет?» Если он ответит на этот вопрос отрицательно, то это не бог; если же утвердительно, из его ответа вытекают странные вещи.
§ 430 Если бы мы мыслили какого-нибудь созидающего демона, то мы были бы вправе, указывая на его творение, крикнуть ему: "Как смел ты нарушить священный покой Ничего, чтобы вызвать к жизни такую массу боли и горя!"
§ 410 Постоянным внушением, начиная с юности, можно привить человеку всякое суеверие как навязчивую идею. Но что еще важнее: такая привитая навязчивая идея делается в конце концов как дрессировка охотничьих собак, наследственной, если прививка эта повторялась долгое время от поколения к поколению: и тогда уже она действительно становится врожденной идеей. Таким образом и можно объяснить, что одна половина мира объявляет известное понятие врожденным и необходимым, между тем как другая отвергает его. Впрочем, надо еще различать, что при этом действительно представ- ление и что только воля. Под словом "бог" громадное большинство европейцев мыслит действительно некий индивидуум, как бы человека. Те, кто в силу известного образования не соглашается с этим, будут, сообразно степени этого образования, мыслить под данным словом все меньше и меньше; а самые образованные будут мыслить, в конце концов, или простую natura naturans, для которой, правда, это имя мало подходит, или, еще чаще, - не будут мыслить ничего определенного, но будут очень крепко держаться за это слово, представляющее собою для них, в глубине их души: простой боевой клич, при котором все их пороки и грехи могут найти себе надежную защиту и с помощью которого они надеются обеспечить себе в будущем вечное блаженство. Итак, тут дело в воле, хватающейся за масть, которую она считает козырной.
§ 417 Теизм должен принять одно из следующих допущений: 1. Бог создал мир из ничего; это противоречит вполне достоверной истине, что из ничего ничего не делается. 2. Он создал его из самого себя; тогда или он сам остался в нем - пантеизм, или та часть его, из которой сделался мир, от- делилась от него, - эманация. 3. Он обработал в определенную форму найденную материю - тогда эта последняя так же вечна, как и он сам; он в таком случае просто ??? § 418 Масса будет всегда способна только верить, но не понимать. А для веры все одинаково легко или трудно. Поэтому дайте ей в качестве объекта веры что-нибудь дельное и истинное, а не учения, которые внушают ложное и недостойное понятие о природе, унижая последнюю до степени внешней поделки, проповедуя, будто человеческий род и мир существуют для того, чтобы быть счастливыми, и т. д., и т. д.
§ 423 Едва только правительства дали попам снова подняться на ноги, как они тотчас же вцепились друг другу в волоса. Это меня сердечно радует. § 424 Человечество стремится вперед, к истине, помочи рвутся, а чинить их - это помогает ненадолго. Или прогресс человечества должен по высочайшему повелению вернуться вспять? Покорнейше благодарю!
§ 666 Познавательная форма причинности весьма пригодна для того, чтобы понять все вещи в мире, но не самое существование мира. Выражаясь объективно: у всякой вещи в мире есть причина (потому что она в силу известной перемены есть то, что она есть); но у самого мира ее нет, ибо закон причинности существует и погибает вместе с ним. Это – главный результат хорошо понятой философии Канта – но он еще не пробил себе пути: они все еще говорят о каком-то основании мира, чтобы не сказать о причине; мой трактат они оставили без внимания, более того - даже все мое творение они оставили втуне, между тем как ничтожное и дурное пользовалось у них успехом. И все потому, что им хочется теизма, теизма ¹. Они хотят, чтобы им рассказывали о Господе Боге. А так как мне нечего было сообщить о нем, то мне надо ждать потомства: это одно составляет причину невнимания, honc illae lacrimae! Я держался истины, а не Господа Бога. Он же помогает своим. – При этом еще у них все дело только в слове; ибо они мирятся и с пантеизмом. ¹ Но здесь истина не может вам служить; теизма должны вы искать у лжи. § 667 Они кричат о меланхолическом и безотрадном характере моей философии; но это объясняется исключительно тем, что я вместо того, чтобы выдумывать в качестве эквивалента их грехов некий будущий ад, показал, что там, где есть грехи, в мире, есть уже и нечто похожее на ад. § 284 Меня одолевает смех, когда я вижу, что эти так называемые люди требуют с уверенностью и упорством продолжения в вечность их жалкой индивидуальности; между тем ведь они очевидно не что иное, как человекообразно повитые камни, и ты ощущаешь радость, что их поглощает Кронос, в то время как только настоящий, бессмертный Зевс безопасен от него и возрастает для вечного господства.
«Perehod.htm» § 260 Истинный характер североамериканской нации – это пошлость, она проявляется в ней во всех формах, как пошлость моральная, интеллектуальная, эстетическая и общественная; и не только в частной жизни, но и в пуб-личной: она не расстается с янки, как бы он себя ни вел. Он может сказать о ней то же, что Цицерон о науке: nobiscum peregrinatur etc. Именно пошлость делает его диаметрально противоположным англичанину, который неизменно стре- мится быть аристократом во всем - в моральном, интеллектуальном, эстетическом и общественном отношениях; и поэто- му янки ему наполовину ненавистен, наполовину смешон. Янки - истые плебеи мира. Причина этого кроется отчасти в республиканском строе, отчасти в том, что они ведут свое происхождение частью от колонии преступников, час- тью от тех лиц, которым многого нужно было бояться в Европе, отчасти в климате. «Lin_08.htm» § 209 Пока вы будете ставить всякой философии conditio sine qua non, чтобы она была выкроена по еврейскому теизму, нечего и думать о каком-либо понимании природы или даже о серьезном исследовании истины.
§ 695 Прошу господ профессоров не утруждать себя больше: я сам прямо говорю, как бы это ни удивляло их, что я не вижу своего призвания в том, чтобы под фирмой философии обучать жидовской мифологии. И если бы вы еще хоть сто лет рассказывали те же самые историйки, разве это подвигнуло бы вас хоть на один шаг вперед? § 696 "Но ведь евреи - избранный народ Божий". - Может быть, но о вкусах не спорят: не мой они избранный народ. Quid multa?¹ Евреи - избранный народ своего бога, а он - избранный бог своего народа: ну и никого больше это не касается. [ ¹Чего же больше? (лат.) - Примеч. сост. ] § 697 Я должен откровенно сознаться: вид всякого животного дает мне непосредственную радость, и у меня при этом становится теплее на сердце; больше же всего радует меня вид собак, а затем и всех свободных животных, птиц, насеко- мых - вообще всех тварей. Наоборот, вид людей возбуждает во мне почти всегда решительное отвращение; ибо он сплошь да рядом, за редкими исключениями, являет самое отталкивающее безобразие во всех его отношениях и формах: физическое безобразие, моральный отпечаток низких страстей и презренных вожделений, приз- наки глупости, интеллектуальных извращенностей и ограниченностей всякого рода и всякой величины, наконец, - грязные следы отвратительных привычек; вот почему я отворачиваюсь ото всего этого и бегу к расти- тельной природе, радуясь, когда мне встречаются животные. Говорите что хотите: воля на высшей ступени своей объективации дает совсем не привлекательное, а отвратительное зрелище. Ведь уже белый цвет лица противоес- тествен, а облачение всего тела в одежды - печальная необходимость севера - обезображение. «Relig_Pr.htm»
ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ АРТУРА ШопенгауэрА «Новые паралипомены»
КИМНИЙ 18.10.08
|
© 2004
- 2010 "ИСТИНА" Кимний
|